Суббота
18.11.2017
14:48
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Прекрасный новый мир
Главная страница Регистрация Вход
Статьи »
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [11]
Колдовство [10]
Разные заговоры, обряды
Православие [6]
Христианство
Целительство [8]
Заговоры, обряды, методики на исцеление
Биоэнергетика [16]
Работа с энерго-информационными структурами
Приметы [22]
Во что мы верим

Начало » Статьи » Магия » Православие

Пост
     Христианская жизнь немыслима без подвига. То есть без того усилия, которое предпринимает верный, руководимый и укрепляемый Святым Духом, чтобы избавиться от ига греха и господства страстей, и чтобы самоотверженно следовать воле Господней. Чтобы жить во Христе и быть живым членом Его Тела, которое есть Церковь.
     В этом подвижническом усилии особо значительное место занимает пост. Он представляет собой одно из самых действенных орудий в нашей духовной борьбе. Об этом свидетельствует слово Божие. Это открывается нам из жизни святых. Так верит и учит наша Церковь, воспринимающая пост как одно из своих древнейших и священнейших установлений.
     Однако пост, как и другие церковные установления, в особенности в наши дни, находится в опасности потерять свой смысл или стать бесполезным! И, к сожалению, это случается и среди многих из тех христиан, которые ревностно хранят и в точности исполняют установления Церкви.
     Итак, одни христиане — или по незнанию, или по небрежности — недооценивают значение поста и не соблюдают его. Другие до какой-то степени хранят его, но делают это формально. У них нет необходимого понятия о его глубинном значении, нет знаний о том, что касается поста и что нужно знать сознательному верующему. Таким образом, соблюдение поста превращается в формальное действие, не имеющее того глубокого смысла, который вложен в него верой и опытом Церкви.

Что такое пост?

     1.  Греческое слово νηστεία, соответствующее русскому «пост», образовано при помощи отрицательной частицы νη и глагола εσθίω — «ем». От этих слов происходит слово νήστις (постник) — тот, кто не ест. Отсюда, в свою очередь, образованы глагол νηστεύω (пощусь) и существительное νηστεία, первоначально обозначавшее полное воздержание от пищи и пития.
     2.  Позднее, по мере роста продолжительности постов и их развития, под постом стали понимать не только полное воздержание от твердой и жидкой пищи, но и воздержание частичное — отказ от определенной пищи и умеренное употребление других продуктов. Так появляется разделение яств на постные и скоромные.
     3.  Согласно этому разделению к постным продуктам относятся хлеб, овощи, фрукты (в особенности сушеные) и т. д. Скоромной же является та пища, которую готовят на растительном или сливочном масле.
     С классификацией продуктов на постные и скоромные связан еще один термин, употребляемый в церковном обиходе — сухоядение. Он означает вкушение сырой, невареной пищи и является наиболее строгим видом поста.
     4.  Как в Священном Писании, так и в нашем церковном Предании (в писаниях Отцов и церковных песнопениях) мы также часто встречаем термин воздержание. Этот термин имеет более широкое значение; он включает в себя всю совокупность духовного подвига христианина. Однако нередко он используется для обозначения именно постного подвига.
     5.  Пост является древнейшим церковным установлением. Однако как духовное явление он существовал еще в дохристианскую эпоху. Мы встречаем его не только среди израильтян, но и у других древних народов, в особенности на Востоке. Пост существовал также у древних греков и римлян. Все эти народы полагали, что с помощью поста можно умилостивить богов, достичь нравственного очищения и духовного роста.

Чего мы добиваемся постом?

     1.  Основная цель поста — очищение души и тела постящегося. Василий Великий называет пост «врачевством, истребляющим грех». Во-первых, пост очищает телесные чувства и умерщвляет сластолюбие. В то время как чревоугодие и рабское отношение к своему желудку питают плотское мудрование и животные инстинкты, пост, напротив, подавляет плотские желания и успокаивает телесные движения, как учит святой Григорий Палама. У многих Отцов, а также е церковных песнопениях мы встречаем ряд характерных сравнений. Пост уподобляют мечу или клинку, отсекающему плотские страсти, или узде, сдерживающей телесные порывы.
     2.  Но пост не только усмиряет движения тела; в то же время он освобождает человека и от душевных страстей. Согласно святому Иоанну Златоусту, пьянство и обжорство порабощают нас страстям, в то время как пост избавляет нас от их оков, освобождает от мучительства и ведет к изначальной свободе. Так что пост весьма справедливо именуется «страстоубийцей» и «лекарством, очищающим от страстей».
     3.  Так же как и от страстей, пост избавляет нас и от нечистых помыслов. Как говорят богоносные Отцы, одно из самых действенных орудий для борьбы со скверными помыслами — пост. Святой Иоанн Златоуст отмечает, что пост «многую в помыслах наших творит тишину…».
     Отгоняя страстные мысли, пост очищает человеческий ум и, как некая мысленная лестница, возводит его на Небо. По словам святого Иоанна Лествичника, «ум постника молится трезвенно» и «ум воздержного — храм Святого Духа, а ум чревоугодника — жилище ворон».
     4.  Как мы уже упомянули, часто пост уподобляется оружию. Итак, христиане с этим оружием в руках сражаются с дьяволом и отражают атаки злых духов. Василий Великий учит, что «пост — оружие для ополчения против демонов». А по словам Евфимия Зигавина «пост — великое укрепление для обороняющихся от демона». Без молитвы и поста невозможно противостоять различным искушениям. «Он» (пост), по словам Василия Великого, «отражает искушения».
     5.  С помощью поста мы не только победоносно сражаемся с дьяволом. В то же время он придает нам силы в нашем стремлении стяжать христианские добродетели. Пост — «благих ходатай», как говорят песнопения Постной Триоди, а по словам святого Григория Нисского, «пост — основание добродетели». Святой Иоанн Златоуст называет его «матерью здравомыслия», а святой Исаак Сирин — «защитником всякой добродетели».
     6.  Как мы сказали, первое, чего добивается с помощью поста христианин — очищение своей души и тела. Однако это своего рода «программа-минимум»; верующий должен стремиться к более высокой цели — богообщению. Пост и духовная чистота, которую дает нам истинный пост — путь, возводящий человека к Богу. Без этих условий невозможно приблизиться к Богу, стяжать чистую молитву, приобщиться Божией благодати. В этом вопросе наши богоносные Отцы единогласны. И все они в подтверждение своего учения ссылаются на образы двух великих пророков: Моисея и Илии.
     Боговидец Моисей подготовился сорокадневным постом к восхождению на гору Синай, где он видел Бога, говорил с Ним и принял Его Закон. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Проведя сорок дней в посте, великий Моисей удостоился получить скрижали Закона».
     То же самое можно сказать и о пророке Илии. Василий Великий пишет: «Пост сделал Илию зрителем великого видения; ибо очистив душу сорокадневным постом, удостоился он в Хоривской пещере видеть Господа, сколько можно видеть Его человеку».

     Источник:
     Архимандрит Симеон (Куцас).  Церковный пост. Зачем, когда и как мы постимся / Перевод с новогреческого А. Севериненко. — М.: «Русскій Хронографъ 1991», 2002. — 160 с.

 

     Смотри также:
     Православные посты // Практическая Белая Магия и Христианство. — <http://www.belmagi.ru/hrist/post.htm>.

 

Календарь постов на 2008 год

Даты указаны по новому стилю

     Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
     В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

Великий Пост
10 марта — 26 апреля

     Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост — пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
     С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.
     В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница — сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг — горячая пища без масла; суббота, воскресенье — пища с растительным маслом.
     Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.

Петров, или Апостольский пост
23 июня — 11 июля

     С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
     Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
     Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни — рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

Успенский пост
14 августа — 27 августа

     Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели — с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
     Понедельник, среда, пятница — сухоядение. Вторник, четверг — горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
     В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

Рождественский (Филиппов) пост
28 ноября — 6 января

     В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
     Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
     Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
     Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье — пища с маслом.
     В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы

     Седмица — неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
     Сплошных седмиц пять:
     Святки — с 7 января до 18 января,
     Мытаря и фарисея — за 2 недели до Великого Поста с 18 февраля по 23 февраля,
     Сырная (масленица) — неделя перед Великим Постом (без мяса) с 3 марта по 9 марта,
     Пасхальная (Светлая) — неделя после Пасхи с 27 апреля по 3 мая,
     Троицкая — неделя после Троицы с 16 июня по 22 июня.

Среда и пятница

     Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу — в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, — рыба.
     Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

     Крещенский сочельник — 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
     Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
     Воздвижение Креста Господня — 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
     Однодневные посты — дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

О трапезе в праздники

     По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Календарь постов и трапез на 2008 год

Периоды понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье
Великий Пост
10 марта по 26 апреля
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Весенний мясоед     рыба   рыба    
Петров пост
с 23 июня по 11 июля
горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
Летний мясоед     сухоядение   сухоядение    
Успенский пост
с 14 августа по 27 августа
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Осенний мясоед     сухоядение   сухоядение    
Рождественский пост

с 28 ноября по 6 января
до 19 декабря горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
20 декабря — 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение рыба рыба
2—6 января сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Зимний мясоед     рыба   рыба    

     Источник:
     Календарь постов и трапез на 2009 год // Библиотека православного христианина «Благовещение». Скачать (40,3 КБ).

Приметы

     •  Не обрезайте волосы во время поста, иначе они будут редкими.
     •  Брак, совершённый в пост, — пустой: в семье не будет лада, да и семьи со временем не будет. (Венчание не совершается в течение всех четырех многодневных постов; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня. — Прим. Seer.)
     •  В пост не прядут и не вышивают — руки будут слабые.
     •  Кто в пост деньги одолжит, тот сам три года из долгов не вылезет.
     •  Если в пост, на исходе Луны, дотронуться бородавкой до сухой ветки, сказав при этом «Как в пост на блюде мясо пусто, так чтобы и бородавке было негусто», — то бородавка отпадёт и засохнет.
     •  Больной раком излечится, если в пост очертит ивовой палкой волчий след, говоря при этом:
          Твоя лапа ходила, моя рука чертила,
          Лютая хворь мое тело позабыла.
          Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
          Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

     •  В пост знахари от пьянки не лечат.

     Источник:
     Степанова Н. И.  Защитная книга-календарь: Заговоры и обереги на каждый день. — М: РИПОЛ классик, 2005. — 416 с. С. 87—88.

Категория: Православие | Добавил: Seer (14.01.2008)
Просмотров: 8981 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Статистика


©  Прекрасный новый мир, 2007—2010
Хостинг от uCoz